С верфи в Германии на воду спущен третий по счету «Рэйнбоу уорриор» — головной корабль флота природоохранной организации «Гринпис».
Если бы корабли могли говорить, то чью историю вы хотели бы послушать? «Титаника»? «Бигля»? Броненосца «Потемкин» или гордого «Варяга»?
Современное и ничуть не менее захватывающее повествование — у «Рэйнбоу Уорриор» («Воина радуги») — головного корабля экологической организации «Гринпис» с 1978 года.
Это — история кругосветных плаваний и самых жестоких битв эпохи природоохранного движения. В защиту китов и против ядерной энергии. За сохранение Антарктики и против угольных ТЭЦ, в помощь пострадавшим от цунами и ядерных испытаний.
Среди самых недавних сражений — за сохранение амазонских лесов и против бесконтрольного вылова голубого тунца. Короче говоря — путеводитель по самым важным событиям экологической эры.
В этой книге уже как минимум три главы. Первоначальный корабль, переоборудованный британский рыбный траулер, встретил жестокую смерть — он был взорван французским спецназом в Новой Зеландии. Таким образом французские власти надеялись помешать кампании «Гринпис» против испытаний водородной бомбы на территориях тихоокеанских колоний Франции.
«Гринпис» заявил тогда, что погиб корабль, но не радуга. Вскоре появился второй «Рэйнбоу уорриор». Однако он устарел. И вот только что из верфи в Германии вышел новый корабль.
Он больше, быстрей и экологичней своих предшественников. Улучшены средства связи с внешним миром. Корабль сможет добраться до большинства пунктов назначения на одних парусах. Он оборудован системой обработки сточных вод, так что потребности в дозаправке свежей водой сведены к минимуму. У него, в отличие от собратьев, есть вертолетная площадка.
Но после торжественных церемоний спуска корабля на воду для «Гринпис» встанет вопрос, куда лучше отправлять это плавсредство.
Экологи считают, что самая главная проблема наших дней — климатические изменения. Но что может сделать корабль, чтобы вывести процесс из тупика, в который его завели бесконечные и с каждым разом все более усложняющиеся переговоры?
Борьба с китобоями — пустяк по сравнению с этим. Когда «Гринпис» занялся этой проблемой, на китов охотились всего в нескольких странах и у каждой был небольшой китобойный флот. Помешать ему работать в море было довольно просто — киносъемки этих столкновений были такими необычными и впечатляющими, что эффект был значительный.
Ядерными испытаниями тоже занимались немногие. Подплыть к грибовидному облаку, эвакуировать островитян, принимавших на себя ядерный пепел от бомбы, принадлежавшей государству за тысячи миль — опять-таки было сравнительно просто. Даже и без неуклюжих действий французов, обеспечивших себе мощную антирекламу взрывом корабля в порту Окленда, в Новой Зеландии.
И нынешняя кампания за спасение тунца тоже отсылает к борьбе с китобоями, хотя эмоциональный накал уже не тот.
Но что делать с климатическими изменениями?
Какое-то время назад я обсуждал приоритеты экологических движений с женщиной, стоявшей, по сути, у истоков каждого из них. Дело в том, говорит она, что все легкие сражения уже выиграны.
Когда из-за пестицидов по весне не цвели деревья, а реки загорались из-за того, что были переполнены отходами, когда на фотографиях были видны окровавленные туши китов, чьи головы были раскрошены пулями — как можно было не остановить такое?
Но вот убедить людей относиться бережно к энергии, меньше ездить на машинах и летать на самолетах, перевести экономику на альтернативное топливо… Да еще так, чтобы это сделали во всех странах? Это сложно.
Возможно, в списке первых командировок «Рэйнбоу Уорриор-3» будет Индонезия. Если это сочтут осуществимым, корабль можно было бы подвести к резиденции президента страны Юдхойоно, чтобы задать ему вопрос — почему британскому руководителю «Гринпис» Джону Соувену был отказано во въезде в Индонезию и почему он был депортирован, несмотря на наличие визы.
Поездка Соувена должна была обратить внимание на вырубку лесов на Суматре. И это – притом что президент Юдхойоно пообещал посвятить три последних года своего правления борьбе с вырубкой лесов.
Продолжающееся исчезновение тропических лесов и последствия, которыми это грозит климату, биологическому разнообразию, традиционному укладу жизни и водным ресурсам — показывает, что даже несмотря на достигнутые результаты, экологические движения должны продолжать борьбу.
Но какие истории расскажет новый корабль «Гринпис» в конце всех своих путешествий и насколько он сможет сдвинуть с места решение самых сложных и неразрешимых проблем? Это вопрос, на который пока нет ответа.