Россию пригласили к участию в европейско-американском проекте ExoMars. Сегодня Европа формально предложила России принять участие в ExoMars — миссии по отправке на Марс нового аппарата в 2016 году. Неофициально в Европейском космическом агентстве говорят, что согласие Роскосмоса — это единственный шанс спасти проект, столкнувшийся с риском отмены из-за нехватки финансирования.
Миссия ExoMars предусматривает запуск двух аппаратов к Марсу: первый будет представлять собой орбитальный модуль, второй — спускаемый аппарат, который начнет бороздить просторы Марса в 2018 году. Оба проекта изначально планировались США, но там также столкнулись с нехваткой денег.
Сейчас в США и Европе говорят, что если Россия согласится за свой счет хотя бы вывести аппараты в космос, то остальные моменты миссии уже достижимы. В то же время, как НАСА, так и ЕКА понимают, что если Роскосмос согласится принимать участие в проекте, то на роль «космического такси» он вряд ли согласится и попросит бОльшую степень участия в проекте.
На это у западных партнеров также уже готов ответ: они готовы включить российский инструментарий и технологии в ExoMars, а российские ученые смогут войти в штатную команду европейских и американских ученых, получающих данные с аппаратов и исследующие их.
Ранее ЕКА и НАСА проинформировали Роскосмос о забуксовавшем проекте ExoMars, а в отдельном интервью глава российского космического ведомства Владимир Поповкин заметил, что Роскосмос был бы рад принять участие в проекте, если получит официальное приглашение. «Сейчас все готово для обсуждений», — говорит директор ЕКА по научным исследованиям Альваро Гименез.
«Для русских есть вариант поучаствовать в проекте марсохода, но они также могут предложить и свою полезную нагрузку и для орбитального аппарата. Конечно, до 2016 года у нас не так много времени, чтобы все загрузить на борт, поэтому переговоры с Роскосмосом нужно начать уже сейчас. Нужно посмотреть, что у русских уже есть и что они смогут сделать быстро», — говорит Гименез.
Западные эксперты говорят, что совместная марсианская программа Европы и США в последние месяцы уже начала буквально хромать на обе ноги, что вынудило двух партнеров привлечь третьего участника. В США говорят, что до лета будущего года нужно точно определиться со всеми параметрами миссии, так как по действующему плану ExoMars стартует на американской ракете и Штатам необходимо понять что именно нужно для ракеты-носителя.
Впрочем, в случае участия России, ракетой-носителем может стать «Протон» и потребность в американской Delta отпадет.
Что именно Россия хотела бы получить от участия в проекте, пока неясно — Роскосмос пока приглашение не комментирует. Очевидно, что орбитальный модуль уже прошел дизайнерское рассмотрение, а в США и Европе группы специалистов по каждому из заявленных направлений уже выделены. В Италии ужа началось создание спутника, хотя в последнее время оно затормозилось в связи с неясными перспективами всего проекта.
Тем не менее, «окно возможностей по-прежнему открыто», настаивают в Европейском космическом агентстве. Наиболее очевидно, что Россия примет участие в проекте марсохода, который пока не так жестко регламентирован. Тем не менее, даже здесь дискуссии не могут продолжаться слишком долго.
Если Роскосмос откажется от участия в ExoMars, то НАСА и ЕКА откажутся от орбитального модуля и сократят ExoMars только до масштабов марсохода. Однако и в этом случае, как говорят в Европе, проект ожидает несколько фундаментальных технических сложностей, над решением которых предстоит прилично потрудиться. «Как минимум, с марсоходом ExoMars без орбитального аппарата будет сложно связаться с Земли», — говорят в ЕКА.