Недавно учрежденная Европейская платформа памяти и совести должна дать европейцам возможность узнать о «советском тоталитаризме» и «преступлениях советского режима», «поскольку многие из них на сей счет находятся в неведении», заявил во вторник глава Международной комиссии по оценке преступлений советских и нацистских оккупационных режимов в Литве Рональдас Рачинскас.
Европейская платформа памяти и совести была учреждена на днях в Праге. По словам Рачинаскаса, акцент в деятельности платформы сделан именно на советском режиме, поскольку жителей Западной Европы миновала судьба социалистической повседневности 20-го столетия, а «организаций, изучающих преступления нацистского режима и Холокост, достаточно, и не стоит дублировать процессы», передает Delfi.
«По своей сути сама идея создания такой платформы памяти и совести направлена в первую очередь на более глубокое исследование преступлений советского тоталитарного режима и марионеточных режимов в Европе. Целью также является ознакомление западных европейцев с этими преступлениями, поскольку они их избежали и могут узнать о них только по книгам, фильмам и выставкам», — заявил он изданию.
По словам Рачинскаса, в массовом сознании европейцев существует пробел, информации о советском периоде ряда стран Центральной и Восточной Европы не хватает. Согласно социологическим опросам, европейцы действительно мало знают о преступлениях советского тоталитарного режима. «Мы будем пытаться этот пробел каким-то образом заполнить», — пообещал он и привел данные опроса, проведенного в Швеции.
«Коллеги из Швеции представили (в Чехии) данные опроса, согласно которому 95% опрошенных шведов прекрасно знают, что такое Аушвиц (Освенцим – прим. ВЗГЛЯД) и что там происходило. Но на вопрос о числе жертв советского тоталитарного режима большинство ответило: их было до 10 тыс. человек во всем мире. То есть понятия о том, что происходило, каковы были масштабы преступлений, нет», – отметил историк.
По его словам, при обсуждении сложных исторических вопросов, событий 20 века крайне важна добрая воля России. Интенсивности в таких делах ожидать трудно, поскольку исторические проблемы не решаются за один день, утверждает Рачинскас.
«Это сложный и щепетильный процесс. Но, я думаю, что россияне, интеллектуальная общественность понимают, что советский период России как государства – один их самых трагических периодов», — подчеркнул он. Россия, по его словам, в этот момент истории была обескровлена, потеряла много «светлых и интеллектуальных личностей», уменьшился ее потенциал, поэтому советский период должен рассматриваться «не как время становления великой державы, а как период больших потерь».
«В России слышны высказывания на высоком уровне о том, что нужно правильно оценивать репрессии сталинских времен. И они должны быть оценены по заслугам», — уверен Рачинскас. Но он обращает внимание на то, в то же время российские власти сверху конструируют искаженное понимание советской реальности.
«Россия понесла огромные жертвы в годы Второй мировой войны, и им нужно отдать должное, но нужно смотреть на всю совокупность исторических процессов. Руководство страны, Сталин, не считались с людьми, люди были лишь массой, десятки тысяч жизней ничего для них не значили, если вопрос шел о достижении каких-то своих целей. Об этом надо помнить», — заявил историк.
Как подчеркну собеседник издания, одна из целей учрежденной платформы памяти и совести – восстановление справедливости на европейском и международном уровне. «Правильно и адекватно оценить исторические события, которые произошли на европейском континенте», — сказал Рачинскас.
«Нужно отдать должное и чтить память жертв этих преступлений, соответствующее отношение должно быть и в отношении людей, которые их совершили, — продолжает он. – По крайней мере, в моральном и политическом плане, чтобы в будущем такое больше не повторялось».
По мнению собеседника издания, коммунистическая идеология была «безусловно, преступной», и она реализовывалась преступными же средствами, которые игнорировали права человека.
«Об этом не хватает информации, и часто к этому относятся с долей романтики и ностальгии. Возможно, у отдельных людей есть сантименты в этой связи, но, я думаю, здравомыслящая, культурная Европа имеет ясное негативное отношение как к преступлениям тоталитарных режимов, так и к новым радикальным идеологиям», — полагает он.
Рачинскас утверждает, что сюжеты преступлений коммунистического режима должны быть включены в образовательную программу европейских стран, чтобы они знали историю своего континента и своих соседей.
«Мы не должны концентрироваться лишь на своих бедах и страданиях, а смотреть все-таки шире», — считает он и отмечает, что не так важно найти и осудить преступников, насколько важно адекватно относится к происходившим в прошлом процессам.
В рамках платформы ее учредители намерены проводить исторические исследования, выпускать книги, проводить конференции и передвижные выставки. В числе ее учредителей 20 организаций из 13 стран Евросоюза. Рачинскас уверен, что число участников инициативы будет расти. Учредители хотели бы сотрудничать и с российскими организациями, властями России.
Вопросы истории стоят в повестке дня литовско-российских отношений. В начале октября во время работы литовско-российской межправительственной группы в Клайпеде глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис напомнил об их нерешенности. Позиции сторон за последние 20 лет не изменились. Рачинскас отмечает, что, вероятно, проблемы исторического прошлого не являются самыми главными в отношениях стран, но они должны быть решены.
«В 1990-е годы в подписанном литовско-российском договоре был признан факт оккупации Литвы, и он был осужден российской стороной. Но сейчас мы слышим высказывания российских политиков и организаций, которые противоречат позициям договора», — считает он.
Историка также удивляет, что участие Литвы в процессах восстановления справедливости и оценки преступлений советского тоталитарного режима российской стороной рассматривается как восхваление национал-социализма.
«Я думаю, это в корне неправильно. Есть два исторических феномена, и каждый из них должен быть исследован и оценен», — резюмировал он.
Он также отметил, что Литве хотелось бы, чтобы диалог по вопросам истории был более открытым и тесным. Интерпретация истории, по мнению Рачинскаса, вещь сложная, однако оценка событий должны быть сделана на моральной основе.
«Вряд ли жители Литвы и России будут оценивать эти проблемы одинаково, но основные вещи должны быть приняты на базе консенсуса. Должно быть признано, что Литва была оккупирована советским тоталитарным режимом, должны быть признаны, названы преступления и преступники этого режима, — Коллаборанты режима должны быть названы коллаборантами, а не героями», — подчеркивает он.
В этом плане очень важно, чтобы сама Россия, ее общественность, политики осознали, что «на гнилом фундаменте тоталитаризма, где псевдогероизм перемешан с ложью» нельзя строить будущее великой державы.
«Быть великой державой, когда у тебя есть атомная бомба, и ты можешь ею грозить, а треть граждан работает в лагерях, – это не тот метод, который подходит для современного государства», — заключил историк.
Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте Russia.ru. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь