Цены на данный смартфон во всех крупных российских торговых сетях если и различаются, то незначительно.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против МТС и «ВымпелКома» по подозрению в ценовом сговоре при продажах iPhone 4, говорится в сообщении антимонопольной службы.
Претензии ФАС касаются лишь двух представителей «большой тройки» операторов, поскольку третья компания, «МегаФон», с 2010 года не продает iPhone. Оператору не удалось достичь с Apple удовлетворяющих обе стороны соглашений.
По информации, которую ФАС получила у фирмы-производителя, отпускные оптовые цены на смартфоны с сентября 2010 года до настоящего времени не менялись, рекомендации относительно цен компания не давала и не вела контроль за ценовой политикой. Однако цены на данные устройства в большинстве точек продаж были идентичными, говорится в сообщении.
ФАС полагает, что подобная ситуация возникла из-за соглашения между импортерами об отказе от конкуренции, а также в результате согласования условий продаж. В случае, если операторы будут признаны виновными, их ожидает штраф до 15% от выручки с продаж.
Никто не в курсе намерений ФАС
«МТС пока не получила документы от ФАС, поэтому не может детально проанализировать претензии регулятора, — говорится в официальном ответе оператора. — При этом, судя по информации, опубликованной на сайте ФАС, это не обвинительный вердикт, а сообщение о возбуждении дела, в рамках которого ФАС должна провести детальное расследование, разобраться и по результатам вынести решение».
МТС надеется, что после анализа рынка смартфонов в России у ФАС не возникнет оснований вынести обвинительное заключение.
«Компания определяет стоимость телефонов и других устройств, исходя из конкурентной рыночной ситуации в рамках действующего законодательства. При этом в течение 2010–2011 года МТС как снижала, так и повышала цены на iPhone 4 и другие импортируемые смартфоны, исходя из ситуации на рынке», — сообщила пресс-служба компании.
В «ВымпелКом» официальных уведомлений о возбуждении дела от ФАС также не поступало. «Мы отрицаем наличие какого-либо ценового сговора и соглашения об отказе от конкурентной борьбы и согласования условий обращения товара между нами и МТС», — говорится в сообщении пресс-службы компании.
«Мы полагаем, что озвученная Федеральной антимонопольной службой информация, к сожалению, может являться неточной, особенно в части тезиса о том, что цены на мобильные телефоны в большинстве точек продаж были идентичными. В собственной розничной сети, где мы устанавливаем цены для конечных потребителей, цены на iPhone4 и их динамика обуславливались набором объективных рыночных и конкурентных факторов в дополнение к стандартной модели ценообразования, включающей в себя отгрузочную цену, налоги, предусмотренные НК РФ, таможенные сборы, авторский сбор и операционные расходы», поясняется там же.
В сообщении ФАС также говорилось, что в качестве «заинтересованных лиц» к участию в деле привлечены компании Apple, re:Store, «Русская телефонная компания», «Связной Логистика», «Евросеть-Ритейл», «Белый ветер ЦИФРОВОЙ», «Эльдорадо», «Альт Телеком М» и ряд других.
«На сегодняшний день к нам не приходило никаких запросов от ФАС, — рассказала BFM.ru руководитель отдела по связям с общественностью re:Store Retail Group Людмила Семушина. — Обычно в таких ситуациях приходит информационный запрос, но по данной теме мы никаких бумаг не получали. О ситуации с МТС и «ВымпелКом» мы сегодня узнали из публикаций в СМИ».
Ситуацию с претензиями ФАС к ценовой политике ритейлеров Семушина назвала «странной». «На рынке все мониторят цены друг друга. Без разницы, что ты продаешь — технику или помидоры, — если у соседа дешевле, то цены нужно постараться подогнать так, чтобы к тебе тоже пришли покупатели. Цена на конкретный товар у ритейлера зависит от цен на рынке. Кроме того, есть зависимость от объема партии. Не важно, о чем идет речь — iPhone это или ноутбук — продают их по наиболее привлекательной цене, которая у всех похожа», — пояснила она.
Все продавцы сражаются за внимание покупателей — это нормально, считает Людмила Семушина. Почему внимание ФАС привлекли именно продавцы iPhone — не ясно: возможно, службу не обошла стороной шумиха в прессе вокруг Apple или на выбор повлияли какие-то иные причины.
По словам Семушиной, стоимость iPhone для конечного потребителя в re:Store зависит от того, по какой цене сеть приобрела товар у операторов. «В данном случае мы выступаем как перекупщики», — пояснила представитель re:Store.
Руководитель пресс-службы компании «Евросеть» Ульяна Смольская также сообщила BFM.ru, что никаких запросов от ФАС по поводу дела с iPhone в компанию не поступало.
Что почем
Стоимость iPhone 4 с 16 Гб памяти в США составляет 199 долларов, а iPhone 4 32 Гб — 299 долларов (с контрактом сотового оператора). В интернет-магазинах МТС и «Билайн» (под этой маркой предоставляет услуги «ВымпелКом») стоимость iPhone 4 различается. В МТС iPhone 4 32Gb Black продается за 31 тысячу 890 рублей. Стоимость 16-гигабайтной модели снижена до 26 тысяч 690 рублей. В интернет-магазине «Билайн» iPhone 4 32Gb Black стоит 32 тысячи 590 рублей. Модель в черном цвете с 16 Гб памяти вообще не представлено.
У других крупных ритейлеров цены примерно такие же — различие составляет плюс-минус две тысячи. Правда, у более мелких продавцов можно приобрести iPhone 4 за меньшие деньги — от 21 тысячи рублей.
Многие российские пользователи считают, что стоимость смартфона не должна настолько сильно отличаться от цен в США или Европе. Однако представители крупных торговых сетей отмечают, что установленные цены продиктованы условиями рынка.
Так, в МТС отмечают, что на европейском рынке большая часть телефонов продается по схеме субсидирования. Оператор продает телефоны ниже себестоимости при подключении абонента на долгосрочный контракт, обеспечивающий гарантированное пользование услугами связи за абонентскую плату в течение определенного времени. В России такая модель продажи телефонов запрещена законодательством.